следующий текст »
к оглавлению
отзывы


Конструктивная теория
ВИРТУАЛЬНОГО РОМАНА


"Ничто так не явствует
из движения светил, как полный ваш провал, если вы
вздумаете ставить спектакль по однозвездной
системе" - из дискуссии о постановке пьесы "Пигмалион"
между писателем Джорджем Бернардом Шоу и
актрисой Патрик Кэмпбелл, которые были связаны
друг с другом "почтовым романом"
в течение 40 лет.
(Джером Килти. "Милый лжец")



Как завязать переписку с человеком, о котором вы практически ничего не знаете? Как поддержать и даже разжечь у него интерес к вашей персоне? Возникают ли такие вопросы у пользователей Интернета и в каких ситуациях? Возникают. Вот и пример: размещение объявления и завязывание переписки через виртуальную "службу знакомств". Конечно, это не единственная ситуация. Иногда какой-то участник телефонференции может вызвать у вас настолько острый личный интерес, чьл вы захотите вступить с ним в персональный диалог. Во всех подобных случаях всем участникам такого рода общения следует учесть некоторые психологические закономернсти, которые присущи "виртуальным романам".

Базовые понятия

Давайте сразу разделим несколько случаев.

a) "Виртуальный роман (ВР) в широком и переносном смысле. Сюда относится, например, виртуальная фаза подготовки к реальному, очному знакомству - переписка с целью познакомиться на самом деле. Сюда же можно (с известными оговорками) отнести окрашенный особой личностной значимостью напряженный диалог между людьми со сходными интересами. То есть в данном широком классе ситуаций ВР - это не более чем шутливо-ироничный лейбл для любого "заинтересованного виртуального диалога".

б) "Виртуальный роман" в узком смысле это длительная (если не по срокам, то по количеству писем) Интернет-коммуникация, преимущественно в форме переписки, в которой учавствуют мужчина и женщина (оставим в стороне вопросы гомосексуализма), питающие друг к другу интерес на психосексуальной почве, но по разным причинам (отсутствие возможности или желания) ограничивающие свое общение только такой заочной (дистанционной) формой. В таком своем узком определении ВР возник не на пустом месте, имеет своих предшественников до эпохи Интернета. В литературе уже очень давно укрепилось понятие "почтовый роман" (или "эпистолярный роман"). Об этом написаны, наверное, если не тысячи, то сотни литературных произведений. достаточно вспомнить хрестоматийные "Бедные люди" Ф.М.Достоевского или пьесу Дж.Килти "Милый Лжец", цитата из которой использовалась в эпиграфе. Тут мы приходим к еще одной грани этого понятия.

в) "Виртуальный роман", кроме вышеуказанного, - это еще и жанр литературы, известный под названием "эпистолярного жанра". Все участники личностно-значимой переписки оказываются так или иначе "соавторами" более или менее литературно ценного текста. Ёпоха электронных коммуникаций, многократно ускорившая обмен репликами, персонализация компьютерной техники и технологии с ее известным "игровым компонентом", возможность войти в Сеть под любым именем (упомянем в этом контексте всем теперь известные сетевые компьютерные игры) еще больше сблизила ВР с игрой, превратив его фактически в разновидность "психологической ролевой игры". Отсюда вводим четвертый вариант трактовки понятия ВР.

г) "Виртуальный роман" - это диалоговая игра с чрезвычайно свободными правилами, в которой участники имеют право (никто их, во всяком случае, не ограничивает) выбирать себе, по сути дела, любую роль, представляться не теми, кем они являются на самом деле, реализовывть или апробировать свое Альтер-Ёго (скрытое от окружающих "Другое я"), неизбежно при этом мистифицируя партнеров по подобной игре. Обратим внимание: обычные почтовые технологии практически на давали возможности людям включаться в ВР анонимно, точнее, под псевдонимами. Ёто стало возможным благодаря особенностям электронно-сетевой комманикации.

Кроме того, давайте сразу договоримся отличать ВО от "сетевой болтовни" (chat). "Болтовня", как правило, совершается без особой персональной адресации реплик. Хотя вовсе не исключается, чтобы в ходе "болтовни" образовывались парочки, которые начинают играть в ВР еще в ходе "чата", а потом затевают настоящий ВР, как правило, уже по электронной почте.

Не следует путать ВР с телефонной коммуникацией и "телефонным романом". ВР - это, прежде всего, письменный текст на экране, а не звучащий голос в телефонной трубке.

Удобства ВР

Казалось бы, что такого особенно ценного находят люди (те, кто играл в эту игру) в "ВР", если можно просто позвонить друг другу, а при "острой" необходимости и возможности организовать и личную встречу? Ведь ВР требует гораздо более трудоемкого процесса - набирать текст на клавиатуре. Казалось бы, к этому может подтолкнуть только пространственная разделенность (проживание в разных городах) и дороговизна междугородных телефонных переговоров.

Да, для тех, кто не владеет машинописью, эта особая разновидность общения оказывается фактически недоступной. Но для тех кто владеет клавиатурой хорошо, "виртуальный письменный диалог" оказывается иногда более предпочтетельным по ряду причин. При общении с новыми партнерами (при знакомстве) главная из них - это анонимность. Согласитесь, если у вас детский, или, наоборот, старческий голос, то вам трудно по телефону показаться своему избраннику(це) женщиной (мужчиной) "в самом соку". Анонимность психолонически защищает вас от возможной неудачи, от ратификации, от разочарования и "потери лица", если вы делаете явное (публичное) предложение и оказываетесь отвергнутым.

Вторая причина - асинхронность почтовой коммуникации. Для телефонного разговора (да и для переговоров on-line) у вас и вашего собеседника должны совпасть "фазы готовности" к прямому контакту в одно и то же время. А вот для обмена электронными письмами этого не требуется. Если это для вас просто игра, просто развлечение, то вам удобнее использовать для него неожиданно возникшее свободное время днем или даже ночью (если компьютер с модемом стоит у вас дома), то есть когда в это время ваш корреспондент делает что-то другое - работает или просто спит.

Наконец, назовем такое важнейшее психологическое преимущество, которое дает игра в ВР людям застенчивым, так называемым "интровертам". Они, по крайней мере до поры, могут успешно маскировать "под игру" свое желание познакомиться. В самом деле нет ничего более унизительного, чем предстать перед будущим партнером как "лошадь на базаре" или как "кукла на прилавке" - с суммой своих "товарных плюсов" и "товарных минусов". ВР позволяет людям развитым и деликатным избежать взаимно-унизительной торговли на первых шагах знакомства.

Инновационные признаки ВР

Итак, ВР имеет бумажного предшественника и прародителя - это "почтовый роман". Давайте уточним, какие новые признаки появились у ВР и чем, какими технологическими возможностями он отличается от "почтового романа". Заодно уточним, чем ВР отличается от "телефонного романа" (а в скором времени и видеофонного) - по своей специфике и технологии коммуникации.

1. Анонимность (об этом уже говорилось выше, но повторим еще раз). ВР дает вам возможность в большем диапазоне мистифицировать партнена(ов), выступая в разных ролях. Ётим ВР отличается и от почтового и от телефонного романов.

2. Асинхронность диалога. Так же, как при бумажной переписке, каждое электронное письмо может быть развернутым посланием-рассказом, а может быть и короткой репликой. Но бумажная технология практически не позволяет, например, обмениваться несколькими диалоговыми репликами сразу (пакетом). А текстовый редактор, в котороым вы готовите письма, позволяет вам вставить свои реплики, просто "раздвинув" реплики партнера во входящем письме. Напомним тем, кто нечасто прибегал к электронной почте, что при этом "входящие" реплики, как правило, вставляются в тело нового "исходящего" письма с префиксом ">" в начале каждой строчки. Во многих случаях вы можете выделить входящие и исходящие реплики разным цветом.

3. Ёлектронная архивация. Конечно, по мере развития ВР и накопления писем возникает вернуться к какой-то теме. Например, чтобы оспорить некорректную ссылку оппонента-партнера на ваше прежнее высказывание. Понятно, что производить поиск в электронном архиве гораздо проще. Если вы забыли дату или имя вашего собственного письма, вы можете легко воспользоваться поиском по ключевым словам. Интересный "трюк" представляют собой так называемые ретроспективно-углубленные диалоговые письма. В этом случае вы посылаете партнеру письмо, в котором цитируются не только его собственные реплики в прошлом письме, но и ваши прошлые реплики или даже позапрошлые и т.п. В принципе, каждый участник ВР на каждом шаге игры может посылать другому участнику ВР весь "протокол переписки", дополненный новыми репликами. Но, как правило, это неудобно, загроможтает восприятие, и уровень допустимого вложения не должен превышать "трех полуходов". Что под этим имеется ввиду, легче объяснить на примере:
>>Как Вас зовут?
>Маша.
Какое прелестное имя!
Здесь первая фраза с двумя префиксами указывает на вашу собственную реплику в предыдущем письме, которую Маша автоматически процитировала в своем ответе.

4. Мультимедийность. Современные компьютеры и скоростные модемные линии уже позволяют легко обмениваться не только текстами, но и фотографиями, звуковыми файлами, музыкальными записями и даже видеозаписями - путем пересылки последних в виде файлов, прикрепленных к письму. Но... Стоп! Здесь вы должны понять, что ваш "виртуальный роман" быстро утратит значительную часть той магическрй прелести, которой он обладает и для вас, и для вашего партнера, пока вы не снабдили друг друга более подробной информацией, "данной в ощущениях", так сказать, в зретельных и звуковых впечатлениях. Если же вы с самого начала ставите своей целью быстрее познакомиться, чтобы перейти (или решить не переходить вовсе) к очному знакомству, то, несомненно, следует быстрее обменяться графической информацией. Но если вы хотите только поиграть в ВР, то мой совет - не торопитесь. Здесь лучше с этим подождать.

5. Парольная защита. Ёлектронные письма, подготовленные, например, в одном из популярных текстовых редакторов MS Word, автор может защитить паролем. Ёто придаст не только дополнительную конфеденциальность вашей переписке (чтобы коллеги по работе или домашние не прочли ваших "интимных" писем), но и создаст ряд дополнительных возможностей для драматизации интриги на определенных этапах общения. В какой-то момент переписки вы мрдете выслать партнеру запароленный файл и сообщить открытым текстом, что в файле содержится "очень важная информация" (намриер, ваше подлинное имя, номер телефона, лирическое признание, ваша фотография), а затем спросить, желает ли ваш партнер узнать пароль. Если согласие будет получено, вы явно меньше рискуете остаться не понятым(ой) в вашей инициативе перевести отношения на новый уровень доверительностьи (перейти, например, от ВР к реальному роману). Согласие вашего партнера узнать пароль - это неявное обязательство соблюдать условия конфеденциальности и интимности на новом витке развития диалога. Конечно, для применения таких "острых приемов" нужно очень хорошо чувствовать партнера, иначе он воспримет вашу интигу с "паролем" как грубую манипуляцию, обидится насовсем и... будет абсолютно прав.

Ёкспериментальный опыт.

Много лет мне доводилось пользоваться электронной почтой в общении с людьми, с которыми меня связывали деловые интересы. Причем нередко случалось так (и последнее время - все чаще), что до делового контакта я ни разу не видел человека, с которым приходилось иметь дело. Например, для меня это, как правило, редактор какого-нибудь журнала, с которым ты вступаешь в контакт для публикации того или иного материала. Некоторые из этих редакторов оказываются женщинами, и с ними переписка у меня как-то сама собой приобрела довольно быстро несколько иронично-игривый характер. Собственно, так же происходит и в обычном общении - люди, которым свойственна тяга к флирту в общении с противоположным полом, как правило, быстро эту свою игривость обнаруживают.

Вообще, не мной первым замечено, что любая переписка по электронной почте, в том числе деловая, очень часто изобилует всевозможными "выходками": ироничными замечаниями, шутками, сюрпризами и розыгрышами, или, как сейчас говорят, "приколами" и "наездами". Ёто происходит, по-видимому, невольно, из-за недостатка эмоционально-выразительных средств при текстовом общении. Отсюда же ведут свое происхождение всем известные "смайлики".

Во время этих моих "сопутствующих" наблюдений за собственным опытом электронной переписки у меня сложились определенные представления об "игровом компоненте" в телекоммуникации, которые я недавно решил проверить путем проведения целенаправленного эксперимента с использованием метода "включенного наблюдения".

я поместил на сервере бесплатной виртуальной службы знакомств "Фортуна" (www.fortuna.ru) объявление, приглашающее женщин поиграть со мной в игру "виртуальный роман". Мои коллеги искренне засомневались, что на такое объявление (в котором достаточно открыто декларировалось мое намерение именно поиграть а не познакомиться) я смогу получить вообще хоть какие-либо отклики, мол, "женский народ" такой пошел теперь прагматичный, времени играть ни у кого нет, им бы в жизни устроиться.

Каковы же результаты? Оказалось, что среди "пользовательниц" Интернета потребность в "виртуальных романах" все-таки существует, и эксперимент в целом оказался вполне плодотворным. Из почти 300 обратившихся к моему объявлению за месяц (а "Фортуна" поддерживает для пользователей такую статистику - каждый может узнать, как часто читают его объявление) 9 женщин решили-таки написать мне письмо. Много это или мало? Не означает ли, что ВР - удел избранного и крайне узкого круга лиц? Уверен, что круг этот будет расширяться стремительно! Игровая заманчивость и практические перспективы (в случае успешных ВР) вскоре привлекут к этому жанру множество людей, способных писать связные тексты.

Практически все 9 писем ко мне начинались в разных форме и стиле, но с одного и того же вопроса: "А зачем Вам это нужно?". Ну, это и понятно. Для людей в наше время чисто "игровая" мотивация общения - вещь редкая. Тем более что приглашение было размещено на сайте, на который людей приводил интерес к тому, чтобы познакомиться, а не поиграть. Именно поэтому во многих письмах явно или неявно сквозило подозрение, что мое намерение - лишь провокация, нехитрая интрига, за которой скрывается завуалированный вызов по типу "А ну-ка, девушки, соблазните меня на что-то, кроме переписки, пожалуйста".

Параллельно с "пассивным приглашением к ВР" (в форме объявления) я попробовал применить "прямую рассылку" аналогичного приглашения. Для этого я выбрал 10 адресов достаточно образованных и миловидных (по фотокарточке, конечно) женщин, также поместивших свои объявления в базе данных "Фортуны". Результат: на эту прямую рассылку не ответил никто (тоже любопытно!).

Ради эксперимента я старался "развить" все потенциальные ВР, даже тогда, когда по первым письмам корреспондент не казался мне уж очень интересным человеком, стремясь вызвать интерес у своих партнерш к "виртуальному общению". я могу совершенно уверенно сказать, что в трех случаях "виртуальный роман" состоялся в весьма яркой форме. Еще два случая можно охарактеризовать как "перспективный дебют" (его мне не удалось развить только по причине нехватки собственного времени, сил и исчерпывания игровой мотивации).

Наступление ВР

По каким же признакам можно судить о том, что ВР состоялся?

Ряд признаков можно формализировать, другие носят чисто содержательный характер, поэтому вам (я обращаюсь к "начинающим романистам и романисткам") придется устанавливать их почти интуитивно:

1. ВР имеет место, если партнеры начинают писать друг другу регулярно, конкретнее - каждый день (или каждый рабочий день, елсли компьютер у кого-либо только на работе). Самые пылкие варианты ВР в фазе "разгара" у меня приводили к тому, что мы обменивались с моей "виртуальной возлюбленной" двумя-тремя "диалоговыми пакетами" в течение одного дня (и значительной части ночи, все-таки, днем и работать надо). Таким образом, особый индикатор - время отправки письма. Не забудьте поглядеть, когда отправил вам партнер свое письмо. Если вдруг это глубокая ночь, то значит, вашего партнера "зацепило".

2. ВР имеет место, если длина письма вырастает многократно, по сравнению с первоначальной. У меня и моих самых "продуктивных" партнерш длина писем в самый разгар "страстной увлеченности" доходила до 30-40 тысяч символов! Правда, это с учетом "вложенных прошлых и позапрошлых диалоговых реплик". На написание одного такого "письмеца" даже при самом "слепом" клавиатурном навыке начинает уходить по 2-3 часа, а если надо над чем-то подумать, то и больше! ВР в своем разгаре порой смахивает на "запой", покушающийся на ваше время, силы, финансы, и главное, ваши эмоции в не меньшей степени, чем любая другая увлекательная игра. Об этом читатель должен ьыть сразу предупрежден. Если вы планируете "массипрванно" поиграть в ВР - да еще и проводить "сеансы одновременной игры на многих досках", то сразу лучше возьмите отпуск на пару недель (опыт показывает, что быстрее чем за одну неделю разгоревшийся "виртуальный роман" прогореть не успевает).

3. ВР имеет место, если участники игры активно приспасабливают свой стиль коммуникации друг к другу. Например, во всех трех "продуктивных случаях" мои партнерши очень быстро (и заинтересованно!) подхватили предложенную мной технику "диалогового оформления" писем - с цитированием предыдущих реплик из входящих писем.

4. Кроме формальных признаков (частота, объем, формат) претерпевает динамику содержание писем: например, люди решают в какой-то момент перейти с "Вы" на "ты", но это отнюдь не самый важный признак ВР.

5. ВР имеет место, если в ответ на предположение у партнера каких-то личных качеств другой начинает соглашаться или оспаривать это предположение настолько развернуто (тратя на создание этих развернутых текстов немало времени и сил), что в искренней увлеченности сомневаться уже не приходится.

6. ВР имеет место, если мужчина и женщина, кроме комплиментов и поддевок в адрес друг друга, начинают обмениваться своими "впечатлениями о жизни" - своими представлениями о людях, своими "вкусовыми оценками" разных вещей. Кстати, здесь - в мире "виртуального романа" - о вкусах как раз и спорят, а ради чего еще люди тратят время на эти игры? Играть-то они играют, но все-таки и ищут с помощью ВР единомышленников, с которыми бы у них совпадали не только мысли, но и чисто эмоциональные, чисто вкусовые оценки.

7. ВР имеет место, если в какой-то момент партнеры начинают, кроме "шуточек" и "оценочных суждений" (типа "не люблю я Киркорова"), включать в пистма информацию о своих реальных обстоятельствах жизни, которые могут их не только радовать, но и тревожить, огорчать (например, "деньги зависли в таком-то банке с концами"). Хотя сразу же хочу предупредить - это происходит далеко не сразу, и это "доверие" нужно терпеливо завоевывать, соблюдая всячески суверенитет партнера. Внимание: вот тут-то ваш роман уже совсем перестает быть безобидной игрой. Если партнер перед вами открылся, значит вы его "приручили", и вы уже за него отвечаете (как писал Сент-Ёкзюпери в "Маленьком принце"). После этого всякая дальнейшая мистификация, по моему убеждению, может оказаться глубоко безнравственным и грязным делом. Будьте осторожны.

8. Ну и, конечно, важнейшим признаком ВР является явное или неявное (в виде намеков разной степени прозрачности) присутствие сексуально-эротических мотивов в переписке.

А теперь обращаю ваше внимание: по моему глубокому убеждению, пункт 8 не следует считать главным и все сводить к нему. Может случиться так, что партнеры лениво и незаинтересованно будут обмениваться между собой какими-то пикантными анекдотами или порнографическими картинками, но при этом никакой эмоциональной вкюченности, никакого реального ВР нет вовсе!

Рецепты и телеконференция по ВР

Здесь я намеренно останавливаюсь на "самом интересном месте". А зименно на вопросе о том, можно ли сформулировать конкретные рецепты, которые позволяь даже начинающему игроку разыграть эффективный ВР с желаемым для него партнером? Такие рецепты, на мой взгляд, можно сформулировать довольно ясно и однозначно. Следуя этим рецептам, при наличии элементарных навыков порождения текста и чувства юмора вы сможете "раскрутить"на роман каждого второго из тех, кто к вам обратится. Рецепты эти основываются исключительно на механизмах психологической динамики виртуального общения.

Думайте о партнере!

Главная мысль, главный итого моего опыта игры и осмысления "феномена ВР" заключены, по существу, в той краткой реплике из переписки великого британского остроумца Д.Б.Шоу с актрисой Патрик Кэмпбэл, которую я решил вынести в эпиграф к своей статье. Что означает обреченность "однозвездного спектакля"? Ёто значит, что игра в ВР у вас просто не получится, если вы собираетесь работать в этой игре только на себя, сделать только себя единственной "звездой" в этом спектакле двух актеров. Лично меня по-настоящему обогатили мои партнеры по игре в ВР, дорогие "виртуальные возлюбленные". Многие мои начальные представления о ВР, мои гипотезы и догадки они помогли мне просто пересмотреть или выкинуть вовсе. Если кому-то пригодится то, что написано здесь - то знайте, за этим всем стоит "честная игра" моих дорогих "виртуальных дам".

Итак, думайте о партнере, то есть старайтесь понять его, не приписывайте ему дурных намерений без оснований, старайтесь предугадывать смену его настроений, задавйте ему тактичные вопросы, отвечайте ему обязательно, если он вас спрашивает (на все вопросы которые он задает, - все важны!), постарайтесь доброй шуткой, или лучше самоиронией, чем иронией, развеселить его. И тогда вы увидите, что даст лично вам этот ваш не такой уж и непосильный труд, гораздо более легкий в "виртуальном мире", чем в реальности. Вы обязательно обретете если не спутника на всю жизнь, то добрых друзей, готовых проявить к вам человеческую чуткость - вещь, которую практически нельзя купить, а можно лишь обменять на "аналогичную".

Василий Андреев,
психолог


(с) "Мир Интернет" #1 '99


[главная]
[большие люди] [дамский салон]
[помощь on-line] [о сокровенном] [мышатам]
[почитаем?] [серьезно!] [отзывы] [ссылки] [наши друзья] [авторы]


Since 18.08.1999
© Ziletka
Hosted by uCoz